четверг, 2 сентября 2010 г.

Возрастное воспитание МУЖЧИНЫ в прото традиционной культуре.( 2 часть)

II. Парень

Малец 7-9 лет, уже к этому возрасту зовущимуся периодом вспоминания прошлых воплощений! (наши предки не обучали детей а давали им возможность вспомнить свои прошлые жизни и весь жизненный опыт)многое узнал о ЗДРАВОМЫСЛИИ И ВЕДАХ, и далее участвуя в массовых мужских забавах, таких как кулачный бой, в зачине кулачного боя, впервые попадает в мужское общество, с чего начинается путь его испытаний (инициации). Он вступает в период Парня.

Образ Парня – это ВОЛК, основная задача этого возрастного периода – приобретение, накопление ОПЫТА через ВРЕМЯ посредством пробы. Парень все испытывает, пробует на «зуб», ищет причинно следственные связи вещей в мире. Ему нужно отработать, опробовать: цепкость, хватку, дерзость для завершения начатого дела, чтобы в следующем возрасте – Мужика ему хватило этого с лихвой для настоящего дела и создания семьи. И традиция предлагала общественные институты, в которых среди сверстников и под руководством опытных наставников (Дядек), Парень проходил школу жизни, пробовал и соВРЕМЕНЕМ набирался ОПЫТА.

Возрастные объединения этого периода назывались (например, на Севере России) БЕСЕДЫ, их могло быть в каждой деревне от 2 до 5, распространенный вариант - 3: младшая, средняя и старшая беседы.

Ребята младшей беседы учились борьбе, играли в прятки, участвовали в мужской игре всех возрастов – кулачном бое «стенка на стенку» где без всяких построений тузились с такими же ребятами из противной стенки (например, с другого конца деревни). На смену им в кулачный бой вступали подростки средней беседы (12-14 лет), которые имели уже своего вожака – атамана, парня из сверстников, они бились уже строем – линией. После того, как одна из стенок подростков под натиском противника отступала, им на помощь приходила стенка «выростков»- это ребята старшей беседы (17-19 лет), ходившие по деревне в женихах. Выростки могли участвовать на флангах заправского боя взрослых. Кулачные бои детей предваряли бой взрослых. Для боев характерна наглядная преемственность поколений Дед-Отец-Сын. Через традиционные праздничные рукопашные состязания (борьба, кулачные бои) Парень развивал не только физические качества, он приучался высокой самодисциплине, ответственности «Взялся за гуж не говори, что не дюж», «Боец к бойцу быть победному концу». Учился подчиняться - «Атаманское слово закон», узнавал значение иерархии «Атаманом артель крепка», силу коллектива - «Артелью города берут», «Один горюет, а артелью воюет», «Артели думой не владать», силу одного «Один в поле не воин» и в то же время - «Смелым Бог владеет», «Укрепиться человек – крепче камня, а ослабнет – слабее воды», «Всякое дело мастера боится», «За битого двух небитых дают»

примечание: в природе возраст с 12 до 24 лет называется ПЕРИОДОМ СКОТСКОГО ПРОЖИВАНИЯ, если у мальчика предки не заложили САКРАЛЬНЫЕ ВЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ!

Кулачные бои воспитывали и нравственность, бои называли «полюбовными», «по любви», «любок`а», участвовали в которых по охоте, т.е. своему желанию, по вольной воле. Правила и уговор строго регламентировали отношения во время состязаний. Например: правило «Не иметь сердца» запрещало выходить на бой ожесточенным или из-за личной мести. «Не иметь сердца» значит, что сердце(душевное состояние) должно находится в равновесии, что оно не распалено чувствами: злобой, жестокостью, ненавистью. На то же направлены правила: «Лежачего не бить», «Не иметь закладок», «Со спины не заходить». Запрещались увечные удары и способы ведения боя, которые приводили к умышленному травмированию соперника. Кулачные бои, борьба - существенная и необходимая часть мужского воспитания. Это воспитание происходило явно, открыто, на глазах у всех, что сопутствовало его успеху - «На бою не убьют, и без невесты не оставят». На бои приходили посмотреть празднично наряженные все жители деревни, а девушки здесь высматривали себе женихов.
В среде своего возрастного коллектива и под руководством Дядек, через обряды и обычаи, пословицы и поговорки, песни, сказки, былины и притчи устанавливались в Парне непреложные истины и понятия.
ПОСТУПОК, - духовно, морально значимое действие. Каждый поступок это путь по лестнице, он либо поднимает человека на ступень к Свету, либо опускает его вниз – к Тьме и тогда говорят о падении - «душа падает».* ''ОНИ '' - Что это такое?:

В результате поступка, побуждаемый чувством идущим от сердца, минующим ум, познавал он естественный закон, заложенный в нас изначально, биологически –СОВЕСТЬ (СОВМЕСТНАЯ ВЕСТЬ С РОДОМ,КОТОРУЮ ОНИ УНИЧТОЖАЮТ У ЧЕЛОВЕКА С РОЖДЕНИЯ В РОДАХ)! , ощущая его так же как холод или тепло, и ощущение это не нужно обосновывать, а, если человек подыскивает оправдание поступку вопреки чувству Совести, он творит Неправду. Голос ПРАВДЫ – ощущение Совести – от сердца. Голос КРИВДЫ – оправдание перед собой – от ума. Полярность мира, вечный бой Правды и Кривды, Добра и Зла подводили к необходимости ПОДВИГА – действия, вокруг которого строятся сюжеты сказок о Парне. Понятие о подвиге занимало особое место в традиции воспитания.ПОДВИГ не просто шажок, но явный сдвиг, прыжок в сторону Света, приближающий к Богу. Смысл подвига – самоотречение, он хорошо укладывается в принцип «сам погибай, а товарища выручай». В этом порыве собственное «я» пропадает, уходит на второй план, соединяется в понятие «мы», «Родина», «друг», и полностью вытесняется понятием «мы». Единение таких вольных людей, идущих по пути подвижничества, представляло понятие КРУГ (Артель). Круг – это место, где каждый равен, но волен и по своей воле объединен:

«Уж вы сядемте, ребятушки, во единый круг,

Уж вы станемте думу думати» (из русской народной песни)

КРУГ - это сила товарищества («локтем к локтю»), мощь направленной совместной мысли, духовного устремления и физического приложения. Вероятно, именно здесь закладывалась база для такого понятия как СОБОРНОСТЬ.

Переводу в такое товарищество вольных, равных – Мужиков Парень готовился. Если старшие считали, что тот или иной парень созрел для перевода в ПАРТИЮ (мужскую воинскую корпорацию), мужчины приходили на БЕСЕДУ юношей. «Остановившись перед выбранным бойцом, мужики набрасывали ему на шею вышитый рушник, затягивали его на шее, и взявшись за концы уводили парня из «беседы» ... Накидывание полотенца на шею петлей значило, что юноша повязан со своим родом и готов идти по пути отцов, и в следующий момент он уже идет по пути мужчины, из детства в зрелость, из «беседы» – в «партию». (Г. Базлов, стр. 19-20).

Период Парня самый яркий по активности, по освоению, познанию окружающего мира. Деятельность парня постоянно выходит за границы ( в Тридевятое царство) пространства общины – это ушкуйные походы, пребывания в лесу («мужские дома», пример: сказка «Спящая красавица», «Лесные братья»). В самой общине Парень участвует в праздниках, обрядах, где необходима удаль, озорство (например, святочное озорство молодежи). Подростки и юноши из того же удальства – озорства залезают в чужой сад за яблоками, хотя в своем саду их много. В этом - их возраст, они пробуют, учатся цепкости, хватке, в традиции это понимали и умели управлять этими устойчивыми познавательными интересами. Обучали и воспитывали Парня именно мужчины, «Дядьки» (например, Цесаревичей учили отставные солдаты). И только в современной педагогике появился термин «трудный возраст». Вот как на сегодня его характеризуют: «Период подъема энергии и активности подростков приносит немало беспокойств. Нередко они сопровождаются озорством, шалостями, стремлением показать свою силу, физическое и моральное превосходство, … отдельные подростки проявляют «ложный героизм»: тайком уходят из дому и устраивают «партизанские лагеря» в лесу, организуют самовольные «путешествия» в другие города и т.д. Указанные «срывы» в поведении как раз и говорят о недостаточном умении (подростков – А.К.) серьезно подходить к обдумыванию своих действий и поступков… (И.Ф. Харламов, с. 109-110).

По нашему мнению это говорит о возможном непонимании психофизиологических процессов, происходящих в организме подростка, незнании опыта воспитания, накопленного народной культурой, нежелании и неимении возможности создать среду для такого воспитания, ошибочности мнения, что подростка, Парня может воспитывать женщина – педагог, а также о не владении средствами и методами, необходимыми для такого воспитания, такими, например, как: слово, игра, сказка, песня, поговорка, прибаутка, и тд.

III. Мужик.

Долго не женатый Парень вызывал сожаление и даже некоторое презрение в общине, поэтому логическим завершением периода Парня, его высокой социальной активности является женитьба, вот и в сказке после всех подвигов сюжет заканчивается свадьбой героя.

Во время многодневного спектакля – свадьбы, Парень прощается с миром юношества, перерождается (как и при инициации) и вступает в мир зрелости мужем, хозяином.

Только с этого времени он равноправный член общины и «партии» (мужской воинской корпорации) и, если Парень по сказке - ВОЛК и ему свойственен коллектив – стая, то Мужик это - МЕДВЕДЬ, это хозяин леса и семьи (см. сказку «Маша и Медведь»), он один, а за его спиной его семья, и он за них в ответе. Поэтому говорят про такого, что он остепенился, заматерел.

Мужик характеризуется СИЛОЙ и УПОРСТВОМ, которые он еще как парень приобрел через ОПЫТ и ВРЕМЯ, время Мужика это время настоящего Дела. Собственно с этого момента можно сказать, что воспитание его заканчивается, он сам уже начинает воспитывать. Кроме того, как Отец, он имеет свойство рожать детей (см. Ветхий завет) и по плоти и духовно (так в сказке, например: «у отца было 3 сына…»). Поведение же самого мужика в общине регулируется устоявшимися нормами, в спорных случаях - на мирских сходах, собраниях. Община («мир») имела огромную силу и значение для Мужика, самым серьезным наказанием для члена общины было изгнание, тогда он становился изгоем, человеком, оторванным от корней и лишенным помощи Рода.

Мужик, у которого появились внуки, но он еще мог иметь детей, становился Дедом. Перейдя границу детородного возраста мужик становился Стариком.

IV. Старик.

Физические силы покидают человека, а духовный мир, со временем только растет. Старик – это кладезь опыта, мудрости, к нему после дела (Мужик), приходит заслуженное признание. В следствии этого - почтение стариков, и как результат духовный институт старчества, основа любой духовно развитой культуры.

Именно последовательное и поступательное воспитание мужчины заложено в представленной нами схеме возрастных периодов. Такое воспитание соответствует психосоциальным и духовным потребностям означенных возрастов, и представляется нами закономерным и естественным воспитанием. А именно: человек (мужчина) сначала растет, потом, укрепляясь, пробует, набирается соВРЕМЕНЕМ ОПЫТА и СИЛ, затем делает дело, и только потом получает за этопризнание. Схема представляется нам актуальной и современной. Она открывает некоторые вопросы. Например, может ли мальчик не окрепнув пробовать что-то делать, а подросток, парень, не попробовав, - делать на бело, или, можно ли только попробовав дело, сразу получить признание и как все это отразится на физическом, психическом, душевном состоянии человека и окружающих его.

Культура ПРОТО народа - это слепок внутреннего состояния, душевных и духовных потребностей и устремлений. Цель и задача этих устремлений – сопротивление духовной энтропии мира.

Полагая это за основу, народ утверждал себя во времени и пространстве. В каждый исторический период он стремился к построению уклада жизни и осознанию бытия, согласуя его с Идеалом, заложенным изначально. С природынми ЭТАЛОНАМИ!

* Сакральные природные эталоны :

* Сакральный протоязык, матричный ключ к пониманию мироздания :

Становление человека как полноценной личности, причастной к НАСЛЕДИЮ ПРОШЛОГО народа, способной к дальнейшему развитию, возможно при условии наследования опыта жизни, верной духовной ориентации на Идеал.

Здесь в полной мере реализует свое корневое начало Культура.

Знания об Образовании человека - восприятии им Образа Идеала, пространственные и временные характеристики жизни, законы природы и общества кристаллизовались в передаче накопленного опыта, и явились основой создания поэтических, пластических и других форм кодирования информации. Эта информация и является предметом трансляции от одного поколения к другому. Для качественной передачи знаний необходимо создание определенных благоприятных условий трансляции культурного наследия и механизмы, посредством которых оно бы передавалось. Наиболее естественным условием является образование и воспитание человека в замкнутой пространственно - временной Среде, где внешние влияния ограничены. Этими методиками мы владеем.

Каждая Среда является социальным институтом с отработанной системой непрерывного и последовательного образования, воспитания и обучения человека, с индивидуальным подходом, учетом возрастных и других особенностей личности.

Основа передачи знаний в Среде - не простое изучение, а проживание. Человек не отделяет себя от объекта исследования, не обезличивается, а стремится определить себя в духовной связи с объектом, принимает на себя всю меру ответственности за вхождение в контакт. В этом различие потребительского подхода к знанию, основанного на безверии и мнимом неучастии, и мира деятельного знания, определяющего себя в духовных координатах.

Семья

Родимый дом - форма конкретно-образного пространства расположения семейной среды передачи культурного наследия, индивидуально значимое и важное.

В каждом доме и у каждой семьи свой Уклад, т.е. система и распорядок внутреннего устройства жизни, приоритет которого выше общественного, но стремится быть с ним в согласии.

Уклад - это форма сохранения внутреннего пространства семьи. Если членов семьи ничто, кроме совместного проживания, не объединяет и интересы каждого вне семейного круга, то семья существует формально.Ее нет! Это не семья - а убожество!!!

Если нет уклада, нет и семьи, есть лишь один сплошной набор случайных встреч.

Как бы то ни было, Уклад - только оболочка, самой главной ценностью семьи и основой для передачи является Любовь и особая теплота.

Набранный потенциал светлых отношений человек понесет далее по своей жизни вплоть до создания собственной семьи, где, реализуя его, замкнет круг передачи наследия.

Отеческая забота естественным образом проявляется в ответном послушании других членов семьи. ЗАПОМНИМ! ОСНОВНАЯ ФУНКЦИЯ ОТЦА СЕМЕЙСТВА - ВКЛАДЫВАНИЕ ВЗАИМНОГО УВАЖЕНИЯ КАЖДОГО ЧЛЕНА СЕМЬИ К СЕБЕ И РОДУ!

Любовь и согласие внутри семьи дают начало любви и за пределами дома, распространяясь на род и общину.

КОГДА 99% СЕМЕЙ В МИРЕ ЖИВЕТ В НЕНАВИСТИ -НЕНАВИСТЬ ГЛАВЕНСТВУЕТ В ОБЩЕСТВЕ И МИРЕ!

Мир, община.

Община – это традиционная форма социального устройства. Она осмыслена в духе ЗДРАВОМЫСЛИЯ, и представляет из себя среду, принципы поведения в которой обусловлены законами правды и совести.

Жизнь по Правде требовала ясности и открытости. Как на ладони был каждый человек в общине. Да и чего таится, коли живешь по чести, да по совести.

Жизнь общины вообще не терпела скрытности, неясных и порожних слов, мудреных жестов, безымянных людей, тайных дел и запертых ворот днем. Господь всеведущ, да и люди рано или поздно все узнают. Молва, как известно, впереди человека бежит.

Общине присущ особый механизм, - коллективная, соборная совесть. Действенность такого механизма для воспитания духовного мира человека показала русская история. Оторваться от общины или быть изгнанным из нее было для русского человека равносильно смерти или даже хуже нее. Изгнание было самой сильной и крайней мерой общинного суда. Ведь изгой не только прерывал экономические связи с общиной, но и лишался духовной поддержки и всякого заступничества общины.

Именно на соборной совести, построен обычай полюбовного решения вопросов - обычное право, где спорные вопросы решаются на основании религиозно – нравственных категорий правды и совести. Отсюда естественно желание русского человека держаться общинного социального устройства.

Праздник

Праздник не безделье, а вид особого соборного творчества и сорадования.

Среда коллективной жизни, где временные и пространственные составляющие изменяются по отношению к обыденным.

Время летит незаметно, вот оно начало праздника и уже расставаться пора. В то же время ощущается особая полнота прожитого, люди, которые недавно были тебе незнакомы, оказываются родными. Как будто давно уже шагаете по дороге жизни и только в лучших отношениях.

Пространство протяженное - дорога. Дорога праздника в дружной компании коротка и легка. Мир вокруг, знакомый тебе, становится удивительным и неузнаваемым. Как раньше всего этого не замечал.

Пространство объемное – место праздника. Обычный дом или двор не узнаешь: праздник и лестницу, и пятачок у подъезда оживит радостью общения.

Умение создавать праздник - мастерство и искусство. ЧИСТО ЖЕНСКАЯ ПРАКТИКА ЛЮБОМУДРИЯ!!! Поддерживать же праздник прямая обязанность каждого. Унылого необходимо развеселить или утешить, а без причины хмурого могли и побить, дабы кровь поразогнать да в чувство тем самым привести.

Радость. Всеобщая установка на особое состояние, когда во всем достаток, и особенно в человеческой теплоте и внимании. Снимаются многие непреодолимые в обыденной жизни барьеры: социальные, возрастные, психологические.

Помочи

Удивительна способность русского человека трудную, тяжелую и непосильную работу превращать в коллективный праздник.

Такова среда помочей, всякого бескорыстно соборно совершенного дела, завершающегося обычно совместной трапезой.

Так строили дома, собирались на сенокос, битье печей и подъем целины. «Дружно не грузно, а врозь хоть брось».

Для конкретной семьи и села помочи имели огромное хозяйственно-экономическое значение. Так, за один день ставили сруб небольшого дома или амбара.

На помочах превосходная возможность показать себя, блеснуть мастерством, а также остроумием, находчивостью, расторопностью.

Через помочи демонстрировалась сила соборного делания. Всеми и каждым ощущалась внутренняя духовно-нравственная красота и сила помочей.

Запечатление этой силы происходило в каждом, и каждый знал, что и он может рассчитывать на эту силу в обустройстве семейного счастья и сезонной трудовой страде.

Трудовой коллектив - Артель

Артель - коллективная среда, где сам труд способствует передаче культурного наследия.

Профессиональная деятельность в коллективе повышает производительность труда, и направлена на создание материального благополучия каждого члена артели. Но создание материальных благ занимает в представлениях Артели не центральное место, основа не в жажде обогащения, важнее соответствие совместной деятельности нравственным потребностям души. «В труде не только страда, но и радость и красота».

В артельном понимании, недостаточно научить человека работать, необходимо способствовать формированию у него соответствующего мировоззрения, привить ему нравственные критерии труда.

Труд занимал одно из центральных мест в системе ценностей русского народа.

Труд определялся русским человеком как необходимое средство достижения горнего мира, - «Бог труды любит»

Воинское братство

На грани жизни и смерти стоит среда, основа которой - самопожертвование, «нет больше той любви, кто душу свою положит за други своя». Высшее проявление этой среды Подвиг – стремительный порыв самоотречения, присоединяющий человека к Свету.

Воинское братство есть тесное товарищество локтем к локтю, преодолевающее совместно многие лишения, что обостряет взаимоответственность, так как каждая мелочь может стоить жизни товарища, друга, побратима. Побратимство как явление было широко распространено. Побратимы обменивались крестами, духовно роднились в знак особой дружбы и спасения в бою.

Опытные воины, многое испытавшие и изведавшие, выстраивали систему передачи знаний по принципу «Бойца нужно беречь, а не жалеть». «Победи себя, будешь побеждать других» - звучит воинская мудрость. Путь воина – путь духовный и идти по нему не просто, нужен проводник, не понаслышке знающий хитрости и коварство врага. Таких людей вне зависимости от возраста называли дедами.

Культура современного общества пренебрегает традиционными духовными ценностями и не стремится к сохранению означенных традиционных форм и механизмов культурной среды. Активно стараются развивать лишь психологическую периферию человека, не затрагивая внутреннюю, духовную жизнь. Вследствие чего происходит процесс обездушивания - лишения человека внутреннего, духовного мира. Человек современный представляется как биомеханическая машина, где тема игры гормонов выступает па первый план.

Бумерангом возвращается к людям неприятие духовных критериев культуры. Так, человек без полноценной семьи и любви – калека, и бездушная жизнь приводит индивидуума к прочному унынию, а в дальнейшем и самоубийству. Не следуя законам общинной совести, праздника и помочей, человек тайной своей жизнью становится добровольным изгоем и одиночкой.

Зарабатывая деньги и не вкладывая часть из них в культуру, образование и воспитание, бизнесмен обречен, строить железные заборы, нанимать охрану и заводить бойцовых собак, но безопасность так и останется мнимой - никуда свободно не выйти, никуда не пойти.

Начало статьи

Комментариев нет:

Отправить комментарий